Иван Бегтин

Проверенный чёрт

Previous Entry Share Next Entry
Анти-паттерны юзабилити
ivbeg

Поначалу хотел привести их в пример, в дальнейших рассуждениях по работе с информацией, но их накопилось столько что можно рассматривать отдельно. Далее несколько примеров проблем с юзабилити с точки зрения работы с информацией:

1. Форматы дат

В России общепринятая формы написании даты - это “dd.mm.yyyy” и “dd/mm/yyyy”, например, “29.11.2007″, эту дату легко прочитать, и несложно понять. Также вполне нормально, когда дата пишется в виде “29 ноября 2007″, это также несложно прочитать и в таком виде даты предпочитают использовать новостные и государственные сайты.

В то же время поражает обилие дат написанных в самых разных вариантах: dd-mm-yyyy’, ‘yyyy-mm-dd’ (ISO 8601), а также экзотических вроде “dd mm/yy” или “dd | mm | yy”.

Примеров масса, вот один из них сайт rosnedra.com. Всё бы хорошо, но даты глаза режут.

2. Отсутствие RSS

RSS - это, по сути, возможность и инструмент для любого посетителя формировать свой собственный информационный поток. Есть случаи когда владельцы веб сайтов сознательно не реализуют RSS дабы привлечь большее число посетителей к просмотру рекламы, но есть множество категорий сайтов - государственные, сайты коммерческих компаний и организаций где этой рекламы нет и в помине. К примеру, поскольку обновления государственных сайтов я периодически мониторю, то могу сказать что там RSS постепенно начинает появлятся, хотя и редко в режиме автоматического обнаружения - чаще кнопками “RSS” на сайте.

3. Отсутствие дат в новостной ленте

Хотя и отсутствие дат можно отнести к общей проблеме неполноты информации, тем не менее это встречается столь часто я выделил это отдельно.

Например как тут - http://www.fssprus.ru/Default.asp?RID=1

Причём относится - это не только к новостям, отновится а вообще к любой информации дата публикации или изменения которой играет роль в её понимании. Например, публикации вакансий, объявлений, событий

4. Секунды в датах

Можно понять когда в публикациях новости или иной информации указывается час и минута, но зачем там указываются секунды? Какую реальную пользу извлекает из этой информации читатель?

5. Разрыв целостности информации

Разрыв целостности - это то о чём я писал ранее в заметке о целостности форм предствления информации. В практической части это наиболее часто выражается в том что когда есть список “фактов”, “единиц информации” и ссылки на них в этом списке, то после перехода по ссылке не вся информация из списка присутствует в описании данного факта. Нередкий пример - это когда есть перечень новостей с датами и источниками, но после перехода по ссылке новости на сайте - там даты нет. В результате сохраняя ссылку на новость в закладки или пересылая ссылку на новость знакомому пользователь получает не всю информации о данном факте.

6. Недостаточное деление информационного потока при экспорте новостей

Это наиболее часто встречается в крупных интернет изданиях, например, в lenta.ru новости появляются с частотой до раз в 3 минуты. Это, возможно, удобно для экспорта их в сервисы аггрегации новостей или другие новостные издания, но я не знаю никого кто подписался бы на эту ленту целиком. Слишком интенсивен и нефильтруем информационный поток. В то же время, некоторые типы новостей мне были бы интересны - например, касающиеся экономики, но как мне получить новости только об экономике из общей ленты?

При отсутствии деления общего потока на тематические его интенсивность и “замусоренность” делает его непригодным к использованию рядовыми пользователями.

7. Незапоминаемые ссылки

Когда уникальность ссылки на страницу сайта определяется кодом а-ля GUID или же превосходит 50 символов, то запомнить её уже практически невозможно. Примеров таких сайтов множество, буквально сотни и тысячи сайтов.

Примеры:

В последних двух случаях используется WebSphere и я до сих пор удивляюсь неужели этот продукт не позволяет обеспечить нормальную работу со ссылками.

8. Блокировка активных элементов меню

Чуть ли не самое распространённое явление - это когда переходишь на сайте на ссылку “Новости” в основном меню, а далее щёлкая ссылку любой из отдельных новостей
невозможно вернуться к разделу новости через основное меню - ссылка для активного раздела блокируется.

Всё это и хорошо бы если бы ссылка на список новостей была бы заметна сразу рядом с самой новостью, но и так бывает нечасто - в итоге необходимо делать круг возвращаясь на страницу новостей через их список.

Хорошая практика - это когда активная ссылка меню подсвечивается и, возможно, блокируется при просмотре всего списка или корневой страницы данного раздела, но при просмотре находящихся ниже элементов она остаётся активной и подсвеченной.

9. Отсутствие уникальной ссылки у объекта

Это, также, нередкое явление когда, например, новости размещаются на одной странице без отдельной ссылки для каждой. Учитывая что подавляющее число форм представления информационных потоков основано на сдвиге идентификаторов списоков, а то есть когда новые элементы смещают итератор по спискам и содержимое цепочки страниц всегда меняется при добавлении нового элемента, то в дальнейшем найти нужную новость очень сложно. Сохранять приходится не ссылку, а дату когда была публикация и далее выискивать её листая список страниц.

Аналогично для всех любых других элементов списков когда список не умещается на 1 страницу и движется во времени, без наличия уникальной ссылки у элемента списка пользователь лишается возможности воспользоваться найденной информацией.

P.S. Вообще говоря существующая модель построения списков абсурда по своей сути. То что называют первой страницей, на самом деле является последней страницей и нумерация должна быть обратной, в этом случае форма представления элементов списка не нарушает последовательности, но для этого придётся менять бесконечное число уже созданного ПО.

Кросспост из Иван Бегтин. Комментарии можно оставлять здесь или здесь.


  • 1
Проблема отсутсвия дат (а точнее, штампов времени) - это какая-то глубокая психологическая проблема, и сквозит она не только в новостных лентах, но и вообще где угодно, даже в промышленном оборудовании. Народ не мыслит категориями, что по сути любая сущность имеет смысл только тогда, когда есть штамп времени, к которому она относится.

А вот по поводу секунд в дате я не соглашусь. Опять-таки исходя из традиционности фоматов дат-времени, у нас не dd.mm.yy hh:nn, а dd.mm.yy hh:nn:ss</s>, чисто для общности. Потому что если этим поступаться, то тогда начинается то, что перечислено выше: у одного события в мозгу кратны дням, у другого минимальная единица измерения - неделя и т.п. :)

В некоторых случаях секунды важны, чаще же оказывается ситуация когда ненужны даже минуты, а то и часы и юзабилити при этом сохраняется. Та же студия Лебедева на большинстве сайтов время не показывает - только дату новости.

Прямо вот тут, Лебедев сам дает по этому поводу несколько противоречивые советы: http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/129/

В некоторой степени он прав, например, список новостей работы самизнаетекого на сайте http://company.yandex.ru/news/2008/ выглядит вполне прилично.
Правда тут уже появляется другой недостаток - алгоритмам вроде моего Скиура труднее извлечь такие новости из веб-страниц.

Вывод, как всегда, ровно один - "Используйте голову" :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account