Иван Бегтин ([info]ivbeg) wrote,
@ 2007-04-03 01:05:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:egov, microsoft, opensource, электронное государство

Исследование ODF, OpenXML и PDF. Ситуация в Дании с открытыми стандартами

Форматы файлов документов, какой-лучше, какой хуже - это те же религиозные войны. Причисляя себя к техноатеистам приведу пример действительно нейтрального исследования.  Рекомендую его всем кто интересуется будущим форматов офисных файлов.

В декабре 2006 года норвежская компания Ovistas по заказу Датского правительства провела исследование 3-х форматов документов: ODF, OpenXML и PDF. В конечном результате этого исследования в феврале 2007 появился документ - Research about OpenXML, ODF & PDF
Документ отличается тем что сравнивает не технические тонкости форматов этих документов, а те критерии которые наиболее важны для государственных стандартов обмена документами.

Такие как:
1. Открытость и прозрачность стандартизации.
2. Зрелость.
3. Лицензионные ограничения.
4. Поддержка существующим ПО
и ещё множество других.

Результатами оказалось что:

  • стандартизация OpenXML  совершенно непрозрачна, а ECMA  в отличии от OASIS  является закрытой организацией;
  • тем не менее распространённость OpenXML составит до 90% из-за главенствующего положения Microsoft на рынке;
  • PDF закрытый формат, но существует уже более 15 лет и пригоден для документов которые ненужно редактировать. То есть для отправки на печать и просмотра.
  • 31 января 2007 года Adobe пообещали направить полную спецификацию PDF 1.7 в AIIM для публикации как стандарта ISO.

Как финал, уже по этим результатам датское правительство утвердило dobbeltformatpolitik - параллельное использование ODF и OpenXML.  По ссылке можно прочитать решение парламента (eng).

В блоге John Gøtze одного из активных пропагандистов ODF в Дании можно прочитать подробности и перевод его статьи о событии с датского. Там же много соображений про ODF,  стандартизацию OpenXML ISO и не только.

Собственно это была новость, а далее мои рассуждения.

Проблема с OpenXML не в том что  этот стандарт плох, а в том что Microsoft продвигая его пользуется  своей глобальной монополией на офисное ПО. Для сравнения сейчас по числу ПО поддерживающего формат ODF куда больше, но по рыночной доле они занимают в самом лучшем случае 12% (оценки ODF Consortium), а реально и меньше. При том что ODF разрабатывался и поддерживается более чем десятком компаний и проходит публичное и прозрачное рассмотрение, то OpenXML до сих пор поддерживается только Microsoft.

Совершенно резонно что остальные компании обвиняют Microsoft в монопольном воздействии на рынок. И в этой, если угодно, моральной составляющей OpenXML несомненно проигрывает ODF.

Проблема со всеми стандартами ещё и в том что в текущей ситуации - это как война между HD-DVD и BlueRay, или Beta и VHS ранее.  В любом  случае страдают невинные, а то есть конечные пользователи и сбываются худшие предположения что форматы будут жить параллельно и конкурировать. Что ещё более усугубится если ISO всё же примет стандарт OpenXML  параллельно ODF. Поэтому новость я к хорошим отнести никак не могу и несмотря на то что назвал в начале заметки себя техноатеистом, тем не менее мои симпании в большей степени на стороне ODF в силу причин публичности и прозрачности стандартизации озвученных выше. Хотя я и подозреваю что решения аналогичные датскому будут повторяться в силу множества причин.

А вот основным конкурентом для Microsoft здесь будет не Linux/OpenOffice, а Google и другие сервисы Office 2.0.  И именно здесь уже проявляется ещё один недостаток OpenXML - сложность. ODF при меньших возможностях является ещё и значительно более простым форматом и не в последнюю очередь это отражается в том что в списке приложений поддерживающих ODF фигурируют Zoho Writer, Google Docs, Ajax Write . Только ThinkFree  не собирается включать поддержку ODF если конечно Google не купит ThinkFree как собирался. Суть же и в том что поддержка ODF требует взятия гораздо меньшей планки чем поддержка OpenXML, особенно для стартапов единицы из которых базируются на Windows 2003.

Возвращаясь к дискуссиям по СПО в России, моя основная претензия к разработчикам СПО была в том что первичное наполнение данными и развитие этих стандартов они проводили теми же методами что и Microsoft продвигали OpenXML - полной непрозрачностью.  Также как “дьявола не изгоняют чертополохом” (c),  так и здесь нельзя бороться за чистоту не используя абсолютно чистых методов. 

А к СПО, похоже придётся возвращаться ещё не раз, очень похоже что в МЭРТ её ни похоронили, ни превратил и в нечто полезное.

Originally published at Иван Бегтин. You can comment here or there.




(Post a new comment)


[info]aen_
2007-04-02 10:48 pm UTC (link)
основным конкурентом для Microsoft здесь будет не Linux/OpenOffice, а Google и другие сервисы Office 2.0.
Все перечисленные офисные приложения Web2 работают на OpenOffice.org и по крайней мере GoogleDocs -- на Linux. В частности, все недостатки фильтров GoogleDocs есть недостатки фильтров OpenOffice.org. Никто не пишет фильтры с нуля, а потому когда и если появятся приемлемые свободные для OpenXML, то и его поддержка будет. Потому "конкурирует" здесь Microsoft в первую очередь со своей собственной бизнес-политикой и вытекающей из нее технологической политикой, и лишь во вторую -- с OOo. Но уж никак не с Google. Упомянутая Вами планка поставлена Microsoft, как оказалось, для себя.

Про стандартизацию не буду во избежание флейма.

(Reply to this) (Thread)


[info]ivbeg
2007-04-03 04:22 am UTC (link)
Я говорю немного о другом, что основная конкуренция будет между онлайновыми офисными приложениями, а из чего с ними будут работать - Linux, Solaris, ZetaOS не столь важно.

Как раз насчёт бизнес и технологической политики, то я и пишу как раз о том что в силу того что ODF не требует разрешения на его использование и проще, то он оказывается более популярным в Web 2.0. Про фильтры же, Novell на днях выпустил фильтр для OpenOffice с поддержкой OpenXML

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]aen_
2007-04-03 07:35 am UTC (link)
Да, согласен. Представляется, что если Microsoft не хочет проиграть, то вынужден будет поддерживать свободные реализации OpenXML и сам соблюдать свой стандарт. Или история с .NET их ничему не научила?
Впрочем, для онлайновых офисов OpenXML страшно перегружен, его импорт в HTML будет куда большей проблемой, чем импорт ODF.

(Reply to this) (Parent)


[info]enikoxohaq
2008-07-11 04:45 am UTC (link)
Для начала - я вам не "чувак" Себя вы можете считать кем угодно, "ламером-олигофреном", "Наполеоном", "папой римским".

(Reply to this) (Parent)


[info]biancabokev
2008-07-16 12:33 am UTC (link)
Настоящая наука - "там", но к ней вас и на пушечный выстрел не подпустят, не годны вы на то.

(Reply to this) (Parent)


[info]mickykexam
2008-07-16 02:17 pm UTC (link)
25 июн     [ ] Цитировать     Сообщить модератору  Re: недостатки иерархических баз    [new] недостатки иерархических Guest не хочу подымать флейм никоим образом, лучше бы здесь вообще избежать дискуссии, ограничившись перечислением недостатков.

(Reply to this) (Parent)


[info]artimind
2007-04-03 05:16 am UTC (link)
"Проблема с OpenXML не в том что этот стандарт плох, а в том что Microsoft продвигая его пользуется своей глобальной монополией на офисное ПО"
Т.е. МС должна не поддерживать никаких собственных форматов? "Ты виноват уже тем, что хочется мне кушать?" ))

"Для сравнения сейчас по числу ПО поддерживающего формат ODF куда больше, но по рыночной доле они занимают в самом лучшем случае 12% (оценки ODF Consortium), а реально и меньше. При том что ODF разрабатывался и поддерживается более чем десятком компаний и проходит публичное и прозрачное рассмотрение, то OpenXML до сих пор поддерживается только Microsoft."
Т.е. если я создам 50 компаний, каждая из которых заявит о поддержке формата МС, то это будет демократично? Мне кажется, что перенос "майдана" в ИТ это несколько упрощенное понимание конкуренции. И технологии не следует выбирать по принципу "демократичности".
На мой взгляд, самые лучшие технологии из созданных были как раз жутко закрытые или полностью прориетарные - мэйнфреймы, OpenVMS

PS Я не к тому, что MS лучше всех. Я к тому, что предложенные критерии годятся как раз для Дании - стране победившего бюрократического идиотизма...

(Reply to this) (Thread)


[info]ivbeg
2007-04-03 06:00 am UTC (link)
Сейчас, когда Novell сделали, а на самом деле портировали, транслятор из OpenXML в ODF, ситуция стала "слегка полегче". По крайней мене на документы в формате docx я могу открыть и из OpenSUSE.

Чтобы 50 компаний заявили о поддержке OpenXML каждая из них должна запросить Microsoft о соответствующем разрешении. Можно провести параллель с Adobe, формат PDF которых был закрыт все эти годы, но они обещают в течении ближайшего года открыть его как стандарт ISO.

Я вообще убеждён что конкуренция никогда и никому не вредила. За долгие годы тотальной монополии MS Office на десктопах сейчас эти активности дают возможности выбора и альтернатив.

Я здесь выступаю в общем-то не "адвокатом дьявола" и не "пропагандистом ODF" (пока во всяком случае). Для меня главным является наличие у конечного пользователя возможности выбора. Причём не путём революции как это планируют в СПО и не путём MS - "используйте любые форматы лишь бы только OpenXML".

Про майнфреймы, имхо, отдельная тема. Всё таки OpenVMS несмотря на все достоинства уже давно не рыночный продукт, да и майнфреймы уже не столь популярны чем вычислительные кластеры.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


(Anonymous)
2007-04-03 09:08 am UTC (link)
OpenXML скоро сделают стандартом де факто, так как все будут просто вынуждены на него перейти, а тем кому с этим работать достанется неудобная неоткрытая лицензия, т.е. не "Open...", и самое грустное, зарытое в технологической части, не "...XML", те кто понимают разницу между XML и реализацией MS XML меня поймут (тут и спрятаны вилы).

(Reply to this) (Parent)


[info]nikkisixul
2008-07-16 05:34 am UTC (link)
Все что они наснимают этой уникальной камерой в режиме 30р можно будет сразу отправить в мусорное ведро.

(Reply to this) (Parent)


[info]orsolyaqumow
2008-07-16 01:41 am UTC (link)
Перечислить их здесь нет никакой возможности, но в их число входят интерфейсы для администрирования системы, средства звукозаписи и воспроизведения, сетевые утилиты, игры и многое другое.

(Reply to this) (Parent)


[info]aceler
2007-04-04 05:48 am UTC (link)
А не кажется ли ребятам из ISO, что Microsoft со своим openXML может сыграть ту же комбинацию, что и с HTML/JavaScript?

(Reply to this) (Thread)


[info]ivbeg
2007-04-04 05:58 am UTC (link)
Приняв OpenXML как ISO стандарт Майкрософт должны будут также его придерживаться. Поэтому риска со "скрытыми изменениями" я невижу, больше вопросов возникает с тем надо ли ISO принимать дублирующий стандарт или нет.
А с HTML/JavaScript тоже история совсем непростая. На JavaScript, насколько я помню,с большим запозданием приняли ECMA-262.

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…